А.Торик. Флавиан. Глава 6. Пастырь добрый

(Difference between revisions)
Jump to: navigation, search
(Created page with "Глава 5. Мать Серафима | [[Александр Торик. Флавиан|Оглав...")
 
Line 4: Line 4:
 
==Глава 6. Пастырь добрый==
 
==Глава 6. Пастырь добрый==
  
Спать у меня не получилось. Едва задремав на пахучем сенном ложе, я вдруг проснулся. Сна ни водном глазу, зато мысли что цветное кино! И всё яркие такие, отчётливые…
+
Спать у меня не получилось. Едва задремав на пахучем сенном ложе, я вдруг проснулся. Сна ни водном глазу, зато мысли что цветное кино! И всё яркие такие, отчётливые…
  
Сперва Ирка вдруг вспомнилась, как мы с ней познакомились в сквере за институтом стоит, плачет зачётку потеряла с пятёрками, сама хрупкая такая, с косой цвета свежеструганной липы, в береточке синенькой, мягкой такой, и тушь по щекам размазывает…
+
Сперва Ирка вдруг вспомнилась, как мы с ней познакомились в сквере за институтом стоит, плачет зачётку потеряла с пятёрками, сама хрупкая такая, с косой цвета свежеструганной липы, в береточке синенькой, мягкой такой, и тушь по щекам размазывает…
  
Прямо будто плачь её слышу, горький, сиротливый. Даже как-то сердце у меня вдруг заныло как она там в этой больнице?
+
Прямо будто плачь её слышу, горький, сиротливый. Даже как-то сердце у меня вдруг заныло как она там в этой больнице?
  
Стряхнул головой видение, а тут новое машина моя вскрытая с сиденьями вспоротыми, и панель приборов оплавленная даже дёрнулся может закрыть сходить? Потом плюнул ну, коли опять ограбят так туда и дорога, больно уж я над всем этим железным барахлом за свою жизнь натрясся. Господи! Прости меня крохобора! Детство вдруг вспомнилось, как у тётки в Челюскинской по приканальному шоссе на велике гонял, «Орлёнке» с красными шинами, шоссе закрытое, машин нету и летишь обдуваемый летним упругим ветерком кем только себя не представляя (в основном Гойко Митичем из фильмов про Чингачгука). А в лесу, рядом, белки ручные постучишь орешками друг об друга, позовёшь «Чока-чока!» спустится вниз головой по сосне и с ладошки орешек возьмёт, деликатно так… Господи! Как же я счастлив был в то время! Тут вдруг Ирка опять перед глазами было же и нам с ней хорошо когда-то… И любовь была с розами в целлофане, с билетами на «Таганку» дефицитную, с мороженным на качелях в Сокольниках, с окуджавскими песнями у костра… А уж как мы целовались на лестнице в общежитии! Тут вдруг черти какие-то представляться стали, мерзкие, как в фильме «Особь» голливудском. И лезут ведь, лезут в глаза тьфу! Я даже перекрестился. И, ведь, что интересно, исчезли! Потом монастырь вспомнился, Новодевичий, как я гулял по нему, когда у Ирки после второго аборта осложнения начались. Лежала она там неподалёку в клинике, а я время приёма перепутал и пришлось полтора часа прогулять в Новодевичьем. Вспомнил! Вот тогда я в церковь-то и заходил в первый раз, и, до сегодняшнего дня последний. Точно! И икона там была, как зайдёшь слева, кажется, Никола Угодник, красивая такая, величественная, прямо даже благоговение какое-то я около неё почувствовал. Помнится, даже просил я у Николы того что-то за Ирку, может и пообещал чего не помню… Леночка вспомнилась, из счётного отдела ну, чисто «Барби» целлулоидная… Господи! Что ж меня в ней привлекало-то, ноги что-ли под полоской мини-юбки длиннющие? Пуговки эти на груди расстёгнутые со знаком Зодиака из-за пазухи вечно вывалившимся? А лицо-то! Я ж его толком и вспомнить не могу! Господи! Что ж это у нас, мужиков, с глазами? Или с мозгами? Тут вдруг фреска передо мной встала, из Флавиановой церкви, здешней. Великомученица Екатерина. Стоит с крестиком в руке, лицо тонкое, красота в нём какая-то торжественная, а глаза смотрят прямо на тебя, кротко так, с любовью, и грустные. Как у Ирки перед больницей, когда она у меня денег на операцию занимала. Как она там? Позвонить завтра Женьке что-ли? Снова гадость какая-то в духе Сальвадора Дали замаячила, люди не люди, звери не звери, бесы что-ли опять… Тьфу, пакость! Господи! Это, если я в ад попаду, эта мразь меня вечно окружать будет? Да ещё и вытворять со мной всё что захочет? Нет! Нет! Нет! Что-то мне в этот ад сильно не хочется! Надо и вправду, что-ли, исповедаться… Прямо завтра! То есть сегодня уже, а то вон светает в оконце.
+
Стряхнул головой видение, а тут новое машина моя вскрытая с сиденьями вспоротыми, и панель приборов оплавленная даже дёрнулся может закрыть сходить? Потом плюнул ну, коли опять ограбят так туда и дорога, больно уж я над всем этим железным барахлом за свою жизнь натрясся. Господи! Прости меня крохобора! Детство вдруг вспомнилось, как у тётки в Челюскинской по приканальному шоссе на велике гонял, «Орлёнке» с красными шинами, шоссе закрытое, машин нету и летишь обдуваемый летним упругим ветерком кем только себя не представляя (в основном Гойко Митичем из фильмов про Чингачгука). А в лесу, рядом, белки ручные постучишь орешками друг об друга, позовёшь «Чока-чока!» спустится вниз головой по сосне и с ладошки орешек возьмёт, деликатно так… Господи! Как же я счастлив был в то время! Тут вдруг Ирка опять перед глазами было же и нам с ней хорошо когда-то… И любовь была с розами в целлофане, с билетами на «Таганку» дефицитную, с мороженным на качелях в Сокольниках, с окуджавскими песнями у костра… А уж как мы целовались на лестнице в общежитии! Тут вдруг черти какие-то представляться стали, мерзкие, как в фильме «Особь» голливудском. И лезут ведь, лезут в глаза тьфу! Я даже перекрестился. И, ведь, что интересно, исчезли! Потом монастырь вспомнился, Новодевичий, как я гулял по нему, когда у Ирки после второго аборта осложнения начались. Лежала она там неподалёку в клинике, а я время приёма перепутал и пришлось полтора часа прогулять в Новодевичьем. Вспомнил! Вот тогда я в церковь-то и заходил в первый раз, и, до сегодняшнего дня последний. Точно! И икона там была, как зайдёшь слева, кажется, Никола Угодник, красивая такая, величественная, прямо даже благоговение какое-то я около неё почувствовал. Помнится, даже просил я у Николы того что-то за Ирку, может и пообещал чего не помню… Леночка вспомнилась, из счётного отдела ну, чисто «Барби» целлулоидная… Господи! Что ж меня в ней привлекало-то, ноги что-ли под полоской мини-юбки длиннющие? Пуговки эти на груди расстёгнутые со знаком Зодиака из-за пазухи вечно вывалившимся? А лицо-то! Я ж его толком и вспомнить не могу! Господи! Что ж это у нас, мужиков, с глазами? Или с мозгами? Тут вдруг фреска передо мной встала, из Флавиановой церкви, здешней. Великомученица Екатерина. Стоит с крестиком в руке, лицо тонкое, красота в нём какая-то торжественная, а глаза смотрят прямо на тебя, кротко так, с любовью, и грустные. Как у Ирки перед больницей, когда она у меня денег на операцию занимала. Как она там? Позвонить завтра Женьке что-ли? Снова гадость какая-то в духе Сальвадора Дали замаячила, люди не люди, звери не звери, бесы что-ли опять… Тьфу, пакость! Господи! Это, если я в ад попаду, эта мразь меня вечно окружать будет? Да ещё и вытворять со мной всё что захочет? Нет! Нет! Нет! Что-то мне в этот ад сильно не хочется! Надо и вправду, что-ли, исповедаться… Прямо завтра! То есть сегодня уже, а то вон светает в оконце.
  
 
Тут-то я и провалился в сон.
 
Тут-то я и провалился в сон.
  
Сон был недолог но лёгок и чист. Проснулся я с ясной головой и и радостной уверенностью, что знаю какое важное дело мне необходимо совершить сегодня.
+
Сон был недолог но лёгок и чист. Проснулся я с ясной головой и и радостной уверенностью, что знаю какое важное дело мне необходимо совершить сегодня.
  
 
В конце завтрака, в ходе которого я героическим усилием смог не объестся, как вчера, до полного осоловения (а было чем…), я спросил Нину, подававшую нам с Семёном к чаю зарумяненные пышущие печным жаром плюшки.
 
В конце завтрака, в ходе которого я героическим усилием смог не объестся, как вчера, до полного осоловения (а было чем…), я спросил Нину, подававшую нам с Семёном к чаю зарумяненные пышущие печным жаром плюшки.
  
Ниночка! Скажите а, исповедоваться страшно?
+
Ниночка! Скажите а, исповедоваться страшно?
  
Страшно, конечно, Лёшенька, ужас как страшно! Как подумаешь вот батюшка любит нас так, молится за нас, переживает, старается души наши в чистоте к Царствию Божию привести, а я, свинья окаянная, опять его буду грязью своей греховной расстраивать. Стыдно! Одно только утешает, что ангелы на небесах грешнику кающемуся радуются. Да и батюшка наш Флавиан, тоже ведь, как ангел небесный, глядишь и порадуется моему старанию от душевной скверны отскрестись. Он ведь, когда молитву читает «прощаю и разрешаю от всех грехов твоих…», с такой любовью эти слова произносит, что прямо чувствуешь, что это не он, а Сам Христос невидимо пред тобой стоит и батюшкиной рукой тебя благословляет. Встанешь с коленочек и, словно летишь а не ходишь, радость прощения и очищения в сердце как колоколами на Пасху звенит! Дивно, как хорошо! Так бы и умерла от счастья!
+
Страшно, конечно, Лёшенька, ужас как страшно! Как подумаешь вот батюшка любит нас так, молится за нас, переживает, старается души наши в чистоте к Царствию Божию привести, а я, свинья окаянная, опять его буду грязью своей греховной расстраивать. Стыдно! Одно только утешает, что ангелы на небесах грешнику кающемуся радуются. Да и батюшка наш Флавиан, тоже ведь, как ангел небесный, глядишь и порадуется моему старанию от душевной скверны отскрестись. Он ведь, когда молитву читает «прощаю и разрешаю от всех грехов твоих…», с такой любовью эти слова произносит, что прямо чувствуешь, что это не он, а Сам Христос невидимо пред тобой стоит и батюшкиной рукой тебя благословляет. Встанешь с коленочек и, словно летишь а не ходишь, радость прощения и очищения в сердце как колоколами на Пасху звенит! Дивно, как хорошо! Так бы и умерла от счастья!
  
Господи! Ниночка, да разве ж от счастья умирают? По моему, когда человек счастлив, ему наоборот жить хочется!
+
Господи! Ниночка, да разве ж от счастья умирают? По моему, когда человек счастлив, ему наоборот жить хочется!
  
Это, Алексей, правильно хочется жить вмешался в разговор Семён только вот апостол Павел пишет: «…для меня жизнь Христос, и смерть приобретение». То есть, когда сердце человека радости вкусит, оно к ещё большей радости тянется, а уж большей радости, чем соединиться со Христом и вместе с ним быть, для христианина нету. Страшно умирать грешнику нераскаянному, душа чувствует тот ужас который её ожидает, и трепещет. Потому и цепляется за жизнь земную хоть чуть-чуть ещё, хоть минуточку! А, кто ко встрече с Богом всю жизнь готовился, исповедью очищался, Причастием душу укреплял, тому умереть что в дверь выдти, трепетно, конечно, волнительно, но надежда на любовь Божью ужас и панику прогоняет. Раз Христос сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» то, так тому и быть, стало быть и бояться смерти не нужно! Нужно только веровать во Христа Господа и изо всех сил стараться быть таким, каким он хочет тебя видеть любвеобильным!
+
Это, Алексей, правильно хочется жить вмешался в разговор Семён только вот апостол Павел пишет: «…для меня жизнь Христос, и смерть приобретение». То есть, когда сердце человека радости вкусит, оно к ещё большей радости тянется, а уж большей радости, чем соединиться со Христом и вместе с ним быть, для христианина нету. Страшно умирать грешнику нераскаянному, душа чувствует тот ужас который её ожидает, и трепещет. Потому и цепляется за жизнь земную хоть чуть-чуть ещё, хоть минуточку! А, кто ко встрече с Богом всю жизнь готовился, исповедью очищался, Причастием душу укреплял, тому умереть что в дверь выдти, трепетно, конечно, волнительно, но надежда на любовь Божью ужас и панику прогоняет. Раз Христос сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» то, так тому и быть, стало быть и бояться смерти не нужно! Нужно только веровать во Христа Господа и изо всех сил стараться быть таким, каким он хочет тебя видеть любвеобильным!
  
Ну, знаешь, Семён, мне бы вот такую, как у вас с Ниной, веру я бы счастливейшим человеком был. Ты, вот, сейчас прямо как священник, так складно всё объяснил, и откуда же ты всё это так хорошо знаешь-то?
+
Ну, знаешь, Семён, мне бы вот такую, как у вас с Ниной, веру я бы счастливейшим человеком был. Ты, вот, сейчас прямо как священник, так складно всё объяснил, и откуда же ты всё это так хорошо знаешь-то?
  
Ох, ты, Лексей и сравнил со священником! Я и в коврики не гожусь у священника под ногами! То, что знаю чуть-чуть, так это от Писаний Священных, а они всем доступны только бери да читай да от батюшки Флавиана, нашего отца духовного, спаси его Христос!
+
Ох, ты, Лексей и сравнил со священником! Я и в коврики не гожусь у священника под ногами! То, что знаю чуть-чуть, так это от Писаний Священных, а они всем доступны только бери да читай да от батюшки Флавиана, нашего отца духовного, спаси его Христос!
  
А, что значит отец духовный это так священников называют?
+
А, что значит отец духовный это так священников называют?
  
Не всех, Лексей, только своего духовника.
+
Не всех, Лексей, только своего духовника.
  
Семён, объясни мне дремучему, Бога ради, что значит духовник, отец духовный, и чем он от других священников отличается?
+
Семён, объясни мне дремучему, Бога ради, что значит духовник, отец духовный, и чем он от других священников отличается?
  
Чем? Да чем отец родной от других людей отличается? Хороших людей много, а родной только один. Так и с духовником. Много есть, слава Богу, хороших батюшек, а духовник тот, который родной. Который, как отец, тебя в жизнь духовную родил, маленького из ложечки кормил, на ногах стоять учил, своею молитвою оберегал, у которого за тебя душа как за родное чадо болит, к кому ты и днём и ночью в беде прибежишь и его любовь встретишь, кто тебя по духовной жизни ведёт, а, случись помирать, так и в вечность проводит, Святыми Тайнами напутствует и над гробом «вечную память» пропоёт. Счастлив христианин, которому Господь такого отца духовного дарует! Мы вот с Ниной, денно и нощно Господа за батюшку Флавиана благодарим редкой широты души и любви пастырь. А молитвенник какой! Днём всё с нами, грешниками бестолковыми, как с детями малыми возится, а когда мы на подушку, он на молитву. Я не раз, порану на охоту или рыбалку идучи, замечал абажурчик у него в моленной келейке, под самое утро лишь гаснет. По молитвам ему Господь и силы даёт, и разума духовного и любви обильно. А люди-то любовь эту сразу чувствуют, да, как пчёлки на сладкий мёд к нему и слетаются, сердечного тепла да ласкового утешения ведь каждой душе хочется. А у батюшки Флавиана этого тепла море, иной раз еле на ногах стоит, больной ведь весь, а людям приходящим и время и силы без меры раздаёт. Вот и едут к нему в нашу глухомань и местные и столичные, а то и ещё дальше. Намедни вон, при мне двух поляков из латинства ихнего в православие переводил, я и то подумал больше что ли храмов других в России не нашлось, кроме нашей деревеньки? А, вот Господь-то видишь, своим неисповедимым Промыслом их почему-то к нашему батюшке привёл!
+
Чем? Да чем отец родной от других людей отличается? Хороших людей много, а родной только один. Так и с духовником. Много есть, слава Богу, хороших батюшек, а духовник тот, который родной. Который, как отец, тебя в жизнь духовную родил, маленького из ложечки кормил, на ногах стоять учил, своею молитвою оберегал, у которого за тебя душа как за родное чадо болит, к кому ты и днём и ночью в беде прибежишь и его любовь встретишь, кто тебя по духовной жизни ведёт, а, случись помирать, так и в вечность проводит, Святыми Тайнами напутствует и над гробом «вечную память» пропоёт. Счастлив христианин, которому Господь такого отца духовного дарует! Мы вот с Ниной, денно и нощно Господа за батюшку Флавиана благодарим редкой широты души и любви пастырь. А молитвенник какой! Днём всё с нами, грешниками бестолковыми, как с детями малыми возится, а когда мы на подушку, он на молитву. Я не раз, порану на охоту или рыбалку идучи, замечал абажурчик у него в моленной келейке, под самое утро лишь гаснет. По молитвам ему Господь и силы даёт, и разума духовного и любви обильно. А люди-то любовь эту сразу чувствуют, да, как пчёлки на сладкий мёд к нему и слетаются, сердечного тепла да ласкового утешения ведь каждой душе хочется. А у батюшки Флавиана этого тепла море, иной раз еле на ногах стоит, больной ведь весь, а людям приходящим и время и силы без меры раздаёт. Вот и едут к нему в нашу глухомань и местные и столичные, а то и ещё дальше. Намедни вон, при мне двух поляков из латинства ихнего в православие переводил, я и то подумал больше что ли храмов других в России не нашлось, кроме нашей деревеньки? А, вот Господь-то видишь, своим неисповедимым Промыслом их почему-то к нашему батюшке привёл!
  
Подожди, Семён, а как же другие священники, они что хуже что ли?
+
Подожди, Семён, а как же другие священники, они что хуже что ли?
  
Нет, Лексей. Все священники святы. То есть, не лично святы, они тоже люди, и как и мы грешные. Но как носители Благодати Духа Святаго, которым в Таинстве священства освящены, и которым все священнодействия совершают святы и для нас драгоценны. Во все времена христиане больше всего священников берегли, в гонениях прятали, обеспечивали всем необходимым, кормили, содержали понимали, что без священника ни Крещенья, ни Причащенья, ни грехов прощенья. А христианин понимает от воды и Духа не родишься, Тела-Крови Христовых не причастишься, от грехов не простишься в Рай Небесный дорога заказана!
+
Нет, Лексей. Все священники святы. То есть, не лично святы, они тоже люди, и как и мы грешные. Но как носители Благодати Духа Святаго, которым в Таинстве священства освящены, и которым все священнодействия совершают святы и для нас драгоценны. Во все времена христиане больше всего священников берегли, в гонениях прятали, обеспечивали всем необходимым, кормили, содержали понимали, что без священника ни Крещенья, ни Причащенья, ни грехов прощенья. А христианин понимает от воды и Духа не родишься, Тела-Крови Христовых не причастишься, от грехов не простишься в Рай Небесный дорога заказана!
  
А, если священник пьяница, ну к примеру, или развратник, или ещё чего, ну бывают же всякие, наверное, как же Дух Святой через него действовать может?
+
А, если священник пьяница, ну к примеру, или развратник, или ещё чего, ну бывают же всякие, наверное, как же Дух Святой через него действовать может?
  
Господь в Евангелии говорит: «Дух дышит, где хочет…», потому для действия Духа Святого грехи священника не препятствие, тем более, что Благодать священнику даётся не ради него самого, а ради тех, кому он служить должен, то есть ради народа Божьего. Об этом и святитель Иван Златоустый пишет. Тебе большая разница, сколько мужей у медсестры было? Лишь бы укол хорошо сделала, да лекарство не перепутала! Так и священник, за грехи свои сам ответит, только во сто крат строже чем мирянин, лишь бы дело своё исполнял священнодействовал. Другое дело, что за советом уже не к каждому попу пойдёшь, тут уж нужен духовный да опытный, да ещё человеколюбивый, вон как батюшка наш Флавиан. А такие, к сожалению, не у каждого престола стоят, хоть и надо бы. Потому люди, как прознают про «доброго пастыря», так и едут к нему и идут. Не говоря уж про старцев, те вообще тысячами принимают.
+
Господь в Евангелии говорит: «Дух дышит, где хочет…», потому для действия Духа Святого грехи священника не препятствие, тем более, что Благодать священнику даётся не ради него самого, а ради тех, кому он служить должен, то есть ради народа Божьего. Об этом и святитель Иван Златоустый пишет. Тебе большая разница, сколько мужей у медсестры было? Лишь бы укол хорошо сделала, да лекарство не перепутала! Так и священник, за грехи свои сам ответит, только во сто крат строже чем мирянин, лишь бы дело своё исполнял священнодействовал. Другое дело, что за советом уже не к каждому попу пойдёшь, тут уж нужен духовный да опытный, да ещё человеколюбивый, вон как батюшка наш Флавиан. А такие, к сожалению, не у каждого престола стоят, хоть и надо бы. Потому люди, как прознают про «доброго пастыря», так и едут к нему и идут. Не говоря уж про старцев, те вообще тысячами принимают.
  
Старцы это старые священники?
+
Старцы это старые священники?
  
Не только старые, бывают и не очень в годах, в «Святцах» вон даже отрок имевший дар старчества поминается. Старцы не от годов а от возраста духовного, да от Дара Божьего. Обычный священник, он ведь от своего ума да духовного опыта паству наставляет, советы даёт. А старец не своим, но Божьим разумом руководится, ему что Господь о человеке шепнёт, старец то ему и передаст. Потому и идут к старцу о себе волю Божью узнать. Это дар особый, у нас на всю Россию их сейчас одной руки сосчитать хватит, известны которые. Хотя может «под спудом», то есть миру не явленные и ещё есть. Да и раньше, то есть до революции большевистской, тоже не на каждом углу встречались. А уж где Господь являл, туда вся Россия православная ехала. Что к батюшке Серафиму Саровскому, что к Оптинским старцам или в Глинскую пустынь, к Иоанну Кронштадтскому Чудотворцу в Питер или в Москву к батюшке Алексию Мечеву. Понял, Алексей есть просто священнослужители, иное есть духовники, а иное старцы.
+
Не только старые, бывают и не очень в годах, в «Святцах» вон даже отрок имевший дар старчества поминается. Старцы не от годов а от возраста духовного, да от Дара Божьего. Обычный священник, он ведь от своего ума да духовного опыта паству наставляет, советы даёт. А старец не своим, но Божьим разумом руководится, ему что Господь о человеке шепнёт, старец то ему и передаст. Потому и идут к старцу о себе волю Божью узнать. Это дар особый, у нас на всю Россию их сейчас одной руки сосчитать хватит, известны которые. Хотя может «под спудом», то есть миру не явленные и ещё есть. Да и раньше, то есть до революции большевистской, тоже не на каждом углу встречались. А уж где Господь являл, туда вся Россия православная ехала. Что к батюшке Серафиму Саровскому, что к Оптинским старцам или в Глинскую пустынь, к Иоанну Кронштадтскому Чудотворцу в Питер или в Москву к батюшке Алексию Мечеву. Понял, Алексей есть просто священнослужители, иное есть духовники, а иное старцы.
  
Вроде как понял. А, отец Флавиан старец?
+
Вроде как понял. А, отец Флавиан старец?
  
Нет. Батюшка Флавиан «пастырь добрый» полагающий душу за ближних. Может и даст ему, когда, благодать старчества Господь, а может и нет, то Господня воля. Оно ведь, Бог и любого священника для спасения твоего использовать может, может через него и чудо явить, коли оно тебе для спасения души необходимо, дар прозорливости ему приоткрыть, коли надо. Вон ведь в Библии же описано, как по воле Божьей и ослица Валаамова заговорила, пророка вразумляла.
+
Нет. Батюшка Флавиан «пастырь добрый» полагающий душу за ближних. Может и даст ему, когда, благодать старчества Господь, а может и нет, то Господня воля. Оно ведь, Бог и любого священника для спасения твоего использовать может, может через него и чудо явить, коли оно тебе для спасения души необходимо, дар прозорливости ему приоткрыть, коли надо. Вон ведь в Библии же описано, как по воле Божьей и ослица Валаамова заговорила, пророка вразумляла.
  
Как, ослица пророка вразумляла?
+
Как, ослица пророка вразумляла?
  
А, ты Алексей, вот как Библию читать начнёшь, то не только про ослицу узнаешь, а и вообще весь мир для себя заново откроешь. Знаю, что говорю сам через это проходил. Только вот старцев да чудес специально искать не надо. Коли нужно Бог сам пошлёт. Вся наша жизнь, лишь открой глаза сплошное чудо. А охотников за чудесами бесы шибко любят охмурять.
+
А, ты Алексей, вот как Библию читать начнёшь, то не только про ослицу узнаешь, а и вообще весь мир для себя заново откроешь. Знаю, что говорю сам через это проходил. Только вот старцев да чудес специально искать не надо. Коли нужно Бог сам пошлёт. Вся наша жизнь, лишь открой глаза сплошное чудо. А охотников за чудесами бесы шибко любят охмурять.
  
Да, Семён! Про жизнь-то я уже понял, что она чудо, и что я её совсем не понимал раньше. И про бесов тоже. А, как ты думаешь согласится отец Флавиан у меня духовником стать, как у вас с Ниной?
+
Да, Семён! Про жизнь-то я уже понял, что она чудо, и что я её совсем не понимал раньше. И про бесов тоже. А, как ты думаешь согласится отец Флавиан у меня духовником стать, как у вас с Ниной?
  
Это уж ты, Алексей у него самого спроси, как я могу знать дело-то уж очень личное.
+
Это уж ты, Алексей у него самого спроси, как я могу знать дело-то уж очень личное.
  
Прямо так и спросить?
+
Прямо так и спросить?
  
Так и попроси. Возьми, мол, отче, надо мною руководство. А то, заблудиться боюсь.
+
Так и попроси. Возьми, мол, отче, надо мною руководство. А то, заблудиться боюсь.
  
Спасибо Семён! То есть, как правильно? Спаси вас с Ниной Бог! Так?
+
Спасибо Семён! То есть, как правильно? Спаси вас с Ниной Бог! Так?
  
Так, Лёшенька, так радостно кивнула Нина.
+
Так, Лёшенька, так радостно кивнула Нина.
  
Ну, тогда ладно, пойду-ка я, батюшку Флавиана поищу…
+
Ну, тогда ладно, пойду-ка я, батюшку Флавиана поищу…
  
Ангела в путь, Лёшенька!
+
Ангела в путь, Лёшенька!
  
  
 
Флавиана я нашёл под забором.
 
Флавиана я нашёл под забором.
  
Едва войдя в церковную калитку, я увидел его обширное тело распростёртым на животе головой к церковной ограде. Мне послышалось, что Флавиан невнятно разговаривает о чём-то сам с собой. Оправившись от первого шока, подумав а вдруг это опять сердечный приступ, я кинулся к нему на помощь. Подойдя ближе я увидел, не замеченного прежде за гигантским туловищем батюшки, мальчонку лет четырёх, так же как и Флавиан лежащего на пузе и во что-то сосредоточенно вглядывающегося. Флавиан терпеливо объяснял ему:
+
Едва войдя в церковную калитку, я увидел его обширное тело распростёртым на животе головой к церковной ограде. Мне послышалось, что Флавиан невнятно разговаривает о чём-то сам с собой. Оправившись от первого шока, подумав а вдруг это опять сердечный приступ, я кинулся к нему на помощь. Подойдя ближе я увидел, не замеченного прежде за гигантским туловищем батюшки, мальчонку лет четырёх, так же как и Флавиан лежащего на пузе и во что-то сосредоточенно вглядывающегося. Флавиан терпеливо объяснял ему:
  
Вот, Тиша, видишь? ещё один муравчик побежал с иголочкой сосновой, туда же куда и другие укладывать. А, вот эти стоят, усиками шевелят они охраняют строителей. Это муравьи солдаты. Кто их так жить научил одни строят, другие охраняют, третьи на разведку ходят, ну всё почти как у людей, а?
+
Вот, Тиша, видишь? ещё один муравчик побежал с иголочкой сосновой, туда же куда и другие укладывать. А, вот эти стоят, усиками шевелят они охраняют строителей. Это муравьи солдаты. Кто их так жить научил одни строят, другие охраняют, третьи на разведку ходят, ну всё почти как у людей, а?
  
Боженька! радостно воскликнул малыш.
+
Боженька! радостно воскликнул малыш.
  
Правильно! Конечно Боженька! Он муравьям законы установил как жить, и они Его, Боженьку слушаются. Потому у них всё так складненько и получается, видишь? вон скоро и муравейник готов будет. Также и мы люди, должны Боженьку слушаться, помогать друг другу, с сестрёнкой не ссориться, от бабушки в лесу не убегать, сушки не таскать без спросу, тогда и у нас всё в жизни хорошо получаться будет и мамка не заругает, и бабуля плакать не будет.
+
Правильно! Конечно Боженька! Он муравьям законы установил как жить, и они Его, Боженьку слушаются. Потому у них всё так складненько и получается, видишь? вон скоро и муравейник готов будет. Также и мы люди, должны Боженьку слушаться, помогать друг другу, с сестрёнкой не ссориться, от бабушки в лесу не убегать, сушки не таскать без спросу, тогда и у нас всё в жизни хорошо получаться будет и мамка не заругает, и бабуля плакать не будет.
  
Я не буду больше! Я буду Боженьку слушаться!
+
Я не буду больше! Я буду Боженьку слушаться!
  
Молодец Тихон! Вот это правильно! Беги скорей к бабушке, поцелуй её, прощенья попроси, а то она сильно за тебя переживает а вдруг тебя в лесу волки съели?
+
Молодец Тихон! Вот это правильно! Беги скорей к бабушке, поцелуй её, прощенья попроси, а то она сильно за тебя переживает а вдруг тебя в лесу волки съели?
  
Я бегу! Топот маленьких босых пяток быстро стих за калиткой.
+
Я бегу! Топот маленьких босых пяток быстро стих за калиткой.
  
Доброе утро, батюшка Флавиан! Тебе помочь встать?
+
Доброе утро, батюшка Флавиан! Тебе помочь встать?
  
Утро доброе, Алёш! Сейчас, попробую сперва сам…
+
Утро доброе, Алёш! Сейчас, попробую сперва сам…
  
 
Он качнул свою тушу в одну сторону, затем резким рывком в противоположную встал на четвереньки, шумно фыркнул и слегка покряхтывая выпрямился на ногах, после чего опять шумно фыркнул.
 
Он качнул свою тушу в одну сторону, затем резким рывком в противоположную встал на четвереньки, шумно фыркнул и слегка покряхтывая выпрямился на ногах, после чего опять шумно фыркнул.
  
Уф! Да, Лексей, как говориться старость не радость, а спасительная неизбежность!
+
Уф! Да, Лексей, как говориться старость не радость, а спасительная неизбежность!
  
Да, ладно уж, отец Флавиан старость! Тебе сорок пять-то есть?
+
Да, ладно уж, отец Флавиан старость! Тебе сорок пять-то есть?
  
Сорок шесть, Лёша. Но старость, она не в годах, она в грехах! Вот они-то и старят. И свои и чужие. Геронтологи наши российские доисследовались (я тут недавно статью одну читал в медицинском журнале) что человеческий организм, с его способностью к регенерации, устроен так, что если исключить некий, не присущий самому организму «ген разрушения», то человеческий организм способен жить вечно. Прямо, всё по Библии человек создан для вечной жизни! И вот этот-то «ген разрушения», словно компьютерный вирус, разрушая заложенную Богом в человека программу вечной жизни, становится человекоубийцей. Он же и есть грех! Сказано было Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». А, Адам не послушался и вкусил, и «вирус» смерти вошёл в него, и стал человек смертным. Это называется первородный грех первый грех рождённый человеческим непослушанием Богу.
+
Сорок шесть, Лёша. Но старость, она не в годах, она в грехах! Вот они-то и старят. И свои и чужие. Геронтологи наши российские доисследовались (я тут недавно статью одну читал в медицинском журнале) что человеческий организм, с его способностью к регенерации, устроен так, что если исключить некий, не присущий самому организму «ген разрушения», то человеческий организм способен жить вечно. Прямо, всё по Библии человек создан для вечной жизни! И вот этот-то «ген разрушения», словно компьютерный вирус, разрушая заложенную Богом в человека программу вечной жизни, становится человекоубийцей. Он же и есть грех! Сказано было Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». А, Адам не послушался и вкусил, и «вирус» смерти вошёл в него, и стал человек смертным. Это называется первородный грех первый грех рождённый человеческим непослушанием Богу.
  
Подожди! Так это и есть то самое «яблочко», которое Адаму Ева дала?
+
Подожди! Так это и есть то самое «яблочко», которое Адаму Ева дала?
  
Ну, да! А, Еве змий, то есть диавол в виде змия.
+
Ну, да! А, Еве змий, то есть диавол в виде змия.
  
Так, опять подожди, а почему же дерево деревом добра и зла называлось, если его плоды были так смертельны?
+
Так, опять подожди, а почему же дерево деревом добра и зла называлось, если его плоды были так смертельны?
  
Познания добра и зла! это не одно и то же. Дело в том, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, был соответственно создан абсолютно и совершенно добрым. Стало быть, добра он познать от этого дерева уже не мог, но только зло. А, зло смертельно для впустившего его в себя, об этом, собственно, Бог и предупреждал. То есть, грубо говоря, Господь предупредил: не суй палец в розетку убьёт! К этому, собственно, и все последующие заповеди сводятся «не убий», «не укради» и прочие, так как совершая любой грех против ближнего, ты убиваешь этим самого себя.
+
Познания добра и зла! это не одно и то же. Дело в том, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, был соответственно создан абсолютно и совершенно добрым. Стало быть, добра он познать от этого дерева уже не мог, но только зло. А, зло смертельно для впустившего его в себя, об этом, собственно, Бог и предупреждал. То есть, грубо говоря, Господь предупредил: не суй палец в розетку убьёт! К этому, собственно, и все последующие заповеди сводятся «не убий», «не укради» и прочие, так как совершая любой грех против ближнего, ты убиваешь этим самого себя.
  
Вот как! А, не проще Богу было не создавать этого дерева, тогда бы и Адам не согрешил? Да и вообще, зачем было Богу создавать зло?
+
Вот как! А, не проще Богу было не создавать этого дерева, тогда бы и Адам не согрешил? Да и вообще, зачем было Богу создавать зло?
  
А, Бог не создавал зла.
+
А, Бог не создавал зла.
  
Как, не создавал? Он же всё создал из ничего, если я правильно помню. Значит и зло Он создал?
+
Как, не создавал? Он же всё создал из ничего, если я правильно помню. Значит и зло Он создал?
  
Нет, Лёша. Бог зла не создавал. Зло возникло как следствие отпадения от Бога части созданных Им ангелов. Собственно, зла, как творения не существует.
+
Нет, Лёша. Бог зла не создавал. Зло возникло как следствие отпадения от Бога части созданных Им ангелов. Собственно, зла, как творения не существует.
  
Ну, ничего ж себе не существует! Вон его сколько вокруг!
+
Ну, ничего ж себе не существует! Вон его сколько вокруг!
  
Объясняю: вот, например, свет помнишь физику? материален, то есть состоит из мельчайших частиц сотворённой Богом материи. А, тьма? Её нет. Хотя мы её видим. На самом же деле, темнота есть лишь отсутствие света. Открыл окно есть свет и нет тьмы, зашторил плотно нет света и есть тьма. Так и добро. Оно есть свойство Сущего, то есть Существующего Бога. Следовательно добро тоже существует. Бог изливает Своё добро на всех, готовых его принять и вместить в себя. А, зло есть отсутствие добра. Ну, или как воздух он состоит из определённого состава газов, то есть существует как часть сотворённого Богом мира. Помести в сосуд с воздухом живое существо, хоть мышку, что ли, она будет в этом сосуде жить. А, выкачай из этого сосуда воздух, и в нём возникнет вакуум мышка погибнет. Вакуум сам по себе не существует, он есть лишь отсутствие воздуха результат насилия над Божьим творением. Вот так и Божье добро несёт в себе жизнь, а зло отсутствие добра несёт в себе смерть. Зло искусственно, и не существует без своих носителей. А, носителями зла являются те, кто не хочет принять в себя Божье добро и Божью любовь.
+
Объясняю: вот, например, свет помнишь физику? материален, то есть состоит из мельчайших частиц сотворённой Богом материи. А, тьма? Её нет. Хотя мы её видим. На самом же деле, темнота есть лишь отсутствие света. Открыл окно есть свет и нет тьмы, зашторил плотно нет света и есть тьма. Так и добро. Оно есть свойство Сущего, то есть Существующего Бога. Следовательно добро тоже существует. Бог изливает Своё добро на всех, готовых его принять и вместить в себя. А, зло есть отсутствие добра. Ну, или как воздух он состоит из определённого состава газов, то есть существует как часть сотворённого Богом мира. Помести в сосуд с воздухом живое существо, хоть мышку, что ли, она будет в этом сосуде жить. А, выкачай из этого сосуда воздух, и в нём возникнет вакуум мышка погибнет. Вакуум сам по себе не существует, он есть лишь отсутствие воздуха результат насилия над Божьим творением. Вот так и Божье добро несёт в себе жизнь, а зло отсутствие добра несёт в себе смерть. Зло искусственно, и не существует без своих носителей. А, носителями зла являются те, кто не хочет принять в себя Божье добро и Божью любовь.
  
Бесы?
+
Бесы?
  
Бесы. И люди, которые, подобно бесам, отвергают Бога, Его любовь и добро.
+
Бесы. И люди, которые, подобно бесам, отвергают Бога, Его любовь и добро.
  
Так. Кажется, усвоил. А, как же привычная сказка, что Адам и Ева съели яблочко, «занялись любовью» и этим согрешили?
+
Так. Кажется, усвоил. А, как же привычная сказка, что Адам и Ева съели яблочко, «занялись любовью» и этим согрешили?
  
Так, она сказка и есть. Атеистическая. Атеисты они правды не знают, то есть не хотят знать, поэтому и вынуждены придумывать сказки. В том числе и на тему Священного Писания. Она, и сказка-то эта, с каким то пошлым оттенком. Тогда как Адаму с Евой чёткая была от Бога «установка»: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Так, что супружество и чадородие дело Богом благословлённое. Давай присядем, а то ноги разболелись, к дождю, что ли?
+
Так, она сказка и есть. Атеистическая. Атеисты они правды не знают, то есть не хотят знать, поэтому и вынуждены придумывать сказки. В том числе и на тему Священного Писания. Она, и сказка-то эта, с каким то пошлым оттенком. Тогда как Адаму с Евой чёткая была от Бога «установка»: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Так, что супружество и чадородие дело Богом благословлённое. Давай присядем, а то ноги разболелись, к дождю, что ли?
  
Конечно, конечно. Давай присядем. Я тут, собственно, тебя по такому вопросу искал, точнее по двум вопросам. Первый можешь ли ты у меня, как это правильно называется исповедь принять?
+
Конечно, конечно. Давай присядем. Я тут, собственно, тебя по такому вопросу искал, точнее по двум вопросам. Первый можешь ли ты у меня, как это правильно называется исповедь принять?
  
Так и называется. Могу конечно, хоть сейчас. А второй вопрос?
+
Так и называется. Могу конечно, хоть сейчас. А второй вопрос?
  
Второй такой можешь ли ты быть моим духовником, как у Семёна с Ниной?
+
Второй такой можешь ли ты быть моим духовником, как у Семёна с Ниной?
  
С этим несколько сложнее. Нет, то есть могу, конечно, без проблем. Вопрос в том, а готов ли ты сам под чьё-либо духовное руководство становиться? Духовничество, это ведь серьёзная духовная работа с обеих сторон, как духовника, так и окормляемого, своего рода договор со взаимными обязательствами. Можно ведь просто подойти к любому священнику с любым духовным вопросом, получить ответ, и дальше самому решать принимать этот ответ, как руководство к действию, или не принимать. И священник этот перед Богом отвечать будет лишь за то, насколько грамотно и неравнодушно он подошёл к твоему вопросу. Иное дело духовничество. Принимая на себя обязанности духовника какого-либо христианина, священник берёт на себя ответственность за всё дальнейшее развитие духовной жизни этого человека; за его ошибки и грехи, даже за его непослушание своему духовнику. А, христианин берёт на себя обязанность святого послушания. То есть, получил совет и благословение выполняй без метаний Господь, за молитвы отца духовного, укрепит и поможет. Как в Евангелии взялся за плуг не оборачивайся назад.
+
С этим несколько сложнее. Нет, то есть могу, конечно, без проблем. Вопрос в том, а готов ли ты сам под чьё-либо духовное руководство становиться? Духовничество, это ведь серьёзная духовная работа с обеих сторон, как духовника, так и окормляемого, своего рода договор со взаимными обязательствами. Можно ведь просто подойти к любому священнику с любым духовным вопросом, получить ответ, и дальше самому решать принимать этот ответ, как руководство к действию, или не принимать. И священник этот перед Богом отвечать будет лишь за то, насколько грамотно и неравнодушно он подошёл к твоему вопросу. Иное дело духовничество. Принимая на себя обязанности духовника какого-либо христианина, священник берёт на себя ответственность за всё дальнейшее развитие духовной жизни этого человека; за его ошибки и грехи, даже за его непослушание своему духовнику. А, христианин берёт на себя обязанность святого послушания. То есть, получил совет и благословение выполняй без метаний Господь, за молитвы отца духовного, укрепит и поможет. Как в Евангелии взялся за плуг не оборачивайся назад.
  
А, если духовник куда-нибудь не туда поведёт?
+
А, если духовник куда-нибудь не туда поведёт?
  
Так ты сверяй его советы с Божьими заповедями, с учением Церкви. Увидел расхождения можешь без колебаний оставить такого духовного руководителя и перейти к другому. Духовники нынче бывают разные, а начинающему разобраться в попах трудно. Бывает, что нарываются люди по неосторожности на таких духовников, что прямо в ад и приведут. Или в раскол какой-нибудь, вроде ИНН-ского, что, в общем то то же самое. Так что к вопросу духовничества нужно подходить с большой осторожностью и вниманием, а, главное с молитвой и смирением. Поэтому я никому на просьбу стать духовником сразу же согласия не даю, чтобы человек скоропалительно обязательствами не связался, а потом разочарование. Не всегда ведь духовник своё чадо «по шёрстке гладит», часто и посмирять приходится, а это мало кому по нраву. Ты, не обижайся, я никого приходящего не отталкиваю, приезжай когда надо, исповедуйся, советуйся, а уж коли почувствуешь, что есть родство душ, вот этого попа хочу в духовники, могу ему свою душу доверить, вот тогда скажешь отче, приими в святое послушание.
+
Так ты сверяй его советы с Божьими заповедями, с учением Церкви. Увидел расхождения можешь без колебаний оставить такого духовного руководителя и перейти к другому. Духовники нынче бывают разные, а начинающему разобраться в попах трудно. Бывает, что нарываются люди по неосторожности на таких духовников, что прямо в ад и приведут. Или в раскол какой-нибудь, вроде ИНН-ского, что, в общем то то же самое. Так что к вопросу духовничества нужно подходить с большой осторожностью и вниманием, а, главное с молитвой и смирением. Поэтому я никому на просьбу стать духовником сразу же согласия не даю, чтобы человек скоропалительно обязательствами не связался, а потом разочарование. Не всегда ведь духовник своё чадо «по шёрстке гладит», часто и посмирять приходится, а это мало кому по нраву. Ты, не обижайся, я никого приходящего не отталкиваю, приезжай когда надо, исповедуйся, советуйся, а уж коли почувствуешь, что есть родство душ, вот этого попа хочу в духовники, могу ему свою душу доверить, вот тогда скажешь отче, приими в святое послушание.
  
Разумно! Всё понял, без обид.
+
Разумно! Всё понял, без обид.
  
Ну, тогда пойдём исповедаться!
+
Ну, тогда пойдём исповедаться!
  
  
 
----
 
----
 
[[А.Торик. Флавиан. Глава 5. Мать Серафима|Глава 5. Мать Серафима]] | [[Александр Торик. Флавиан|Оглавление]] | [[А.Торик. Флавиан. Глава 7. Исповедь|Глава 7. Исповедь]]
 
[[А.Торик. Флавиан. Глава 5. Мать Серафима|Глава 5. Мать Серафима]] | [[Александр Торик. Флавиан|Оглавление]] | [[А.Торик. Флавиан. Глава 7. Исповедь|Глава 7. Исповедь]]

Revision as of 08:38, 5 November 2012

Глава 5. Мать Серафима | Оглавление | Глава 7. Исповедь


Глава 6. Пастырь добрый

Спать у меня не получилось. Едва задремав на пахучем сенном ложе, я вдруг проснулся. Сна – ни водном глазу, зато мысли – что цветное кино! И всё яркие такие, отчётливые…

Сперва Ирка вдруг вспомнилась, как мы с ней познакомились в сквере за институтом – стоит, плачет – зачётку потеряла с пятёрками, сама – хрупкая такая, с косой цвета свежеструганной липы, в береточке синенькой, мягкой такой, и тушь по щекам размазывает…

Прямо будто плачь её слышу, горький, сиротливый. Даже как-то сердце у меня вдруг заныло – как она там – в этой больнице?

Стряхнул головой видение, а тут новое – машина моя вскрытая с сиденьями вспоротыми, и панель приборов оплавленная – даже дёрнулся – может закрыть сходить? Потом плюнул – ну, коли опять ограбят – так туда и дорога, больно уж я над всем этим железным барахлом за свою жизнь натрясся. Господи! Прости меня крохобора! Детство вдруг вспомнилось, как у тётки в Челюскинской по приканальному шоссе на велике гонял, «Орлёнке» с красными шинами, шоссе закрытое, машин нету и – летишь обдуваемый летним упругим ветерком – кем только себя не представляя (в основном Гойко Митичем из фильмов про Чингачгука). А в лесу, рядом, белки ручные – постучишь орешками друг об друга, позовёшь «Чока-чока!» – спустится вниз головой по сосне и с ладошки орешек возьмёт, деликатно так… Господи! Как же я счастлив был в то время! Тут вдруг Ирка опять перед глазами – было же и нам с ней хорошо когда-то… И любовь была – с розами в целлофане, с билетами на «Таганку» дефицитную, с мороженным на качелях в Сокольниках, с окуджавскими песнями у костра… А уж как мы целовались на лестнице в общежитии! Тут вдруг черти какие-то представляться стали, мерзкие, как в фильме «Особь» голливудском. И лезут ведь, лезут в глаза – тьфу! Я даже перекрестился. И, ведь, что интересно, исчезли! Потом монастырь вспомнился, Новодевичий, как я гулял по нему, когда у Ирки после второго аборта осложнения начались. Лежала она там неподалёку в клинике, а я время приёма перепутал и пришлось полтора часа прогулять в Новодевичьем. Вспомнил! Вот тогда я в церковь-то и заходил в первый раз, и, до сегодняшнего дня – последний. Точно! И икона там была, как зайдёшь – слева, кажется, Никола Угодник, красивая такая, величественная, прямо даже благоговение какое-то я около неё почувствовал. Помнится, даже просил я у Николы того что-то за Ирку, может и пообещал чего – не помню… Леночка вспомнилась, из счётного отдела – ну, чисто – «Барби» целлулоидная… Господи! Что ж меня в ней привлекало-то, ноги что-ли под полоской мини-юбки длиннющие? Пуговки эти на груди расстёгнутые со знаком Зодиака из-за пазухи вечно вывалившимся? А лицо-то! Я ж его толком и вспомнить не могу! Господи! Что ж это у нас, мужиков, с глазами? Или с мозгами? Тут вдруг фреска передо мной встала, из Флавиановой церкви, здешней. Великомученица Екатерина. Стоит с крестиком в руке, лицо тонкое, красота в нём какая-то торжественная, а глаза смотрят прямо на тебя, кротко так, с любовью, и грустные. Как у Ирки перед больницей, когда она у меня денег на операцию занимала. Как она там? Позвонить завтра Женьке что-ли? Снова гадость какая-то в духе Сальвадора Дали замаячила, люди – не люди, звери – не звери, бесы что-ли опять… Тьфу, пакость! Господи! Это, если я в ад попаду, эта мразь меня вечно окружать будет? Да ещё и вытворять со мной всё что захочет? Нет! Нет! Нет! Что-то мне в этот ад сильно не хочется! Надо и вправду, что-ли, исповедаться… Прямо завтра! То есть сегодня уже, а то – вон светает в оконце.

Тут-то я и провалился в сон.

Сон был недолог но лёгок и чист. Проснулся я с ясной головой и и радостной уверенностью, что знаю – какое важное дело мне необходимо совершить сегодня.

В конце завтрака, в ходе которого я героическим усилием смог не объестся, как вчера, до полного осоловения (а было чем…), я спросил Нину, подававшую нам с Семёном к чаю зарумяненные пышущие печным жаром плюшки.

– Ниночка! Скажите – а, исповедоваться страшно?

– Страшно, конечно, Лёшенька, ужас как страшно! Как подумаешь – вот батюшка любит нас так, молится за нас, переживает, старается души наши в чистоте к Царствию Божию привести, а я, свинья окаянная, опять его буду грязью своей греховной расстраивать. Стыдно! Одно только утешает, что ангелы на небесах грешнику кающемуся радуются. Да и батюшка наш Флавиан, тоже ведь, как ангел небесный, глядишь и порадуется моему старанию от душевной скверны отскрестись. Он ведь, когда молитву читает «прощаю и разрешаю от всех грехов твоих…», с такой любовью эти слова произносит, что прямо чувствуешь, что это не он, а Сам Христос невидимо пред тобой стоит и батюшкиной рукой тебя благословляет. Встанешь с коленочек и, словно летишь а не ходишь, радость прощения и очищения в сердце как колоколами на Пасху звенит! Дивно, как хорошо! Так бы и умерла от счастья!

– Господи! Ниночка, да разве ж от счастья умирают? По моему, когда человек счастлив, ему наоборот – жить хочется!

– Это, Алексей, правильно – хочется жить – вмешался в разговор Семён – только вот апостол Павел пишет: «…для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». То есть, когда сердце человека радости вкусит, оно к ещё большей радости тянется, а уж большей радости, чем соединиться со Христом и вместе с ним быть, для христианина нету. Страшно умирать грешнику нераскаянному, душа чувствует тот ужас который её ожидает, и трепещет. Потому и цепляется за жизнь земную – хоть чуть-чуть ещё, хоть минуточку! А, кто ко встрече с Богом всю жизнь готовился, исповедью очищался, Причастием душу укреплял, тому умереть – что в дверь выдти, трепетно, конечно, волнительно, но надежда на любовь Божью ужас и панику прогоняет. Раз Христос сказал: «верующий в Меня имеет жизнь вечную» – то, так тому и быть, стало быть и бояться смерти не нужно! Нужно только веровать во Христа Господа и изо всех сил стараться быть таким, каким он хочет тебя видеть – любвеобильным!

– Ну, знаешь, Семён, мне бы вот такую, как у вас с Ниной, веру – я бы счастливейшим человеком был. Ты, вот, сейчас прямо как священник, так складно всё объяснил, и откуда же ты всё это так хорошо знаешь-то?

– Ох, ты, Лексей и сравнил – со священником! Я и в коврики не гожусь у священника под ногами! То, что знаю чуть-чуть, так это от Писаний Священных, а они всем доступны – только бери да читай – да от батюшки Флавиана, нашего отца духовного, спаси его Христос!

– А, что значит – отец духовный – это так священников называют?

– Не всех, Лексей, только своего духовника.

– Семён, объясни мне дремучему, Бога ради, что значит духовник, отец духовный, и чем он от других священников отличается?

– Чем? Да чем отец родной от других людей отличается? Хороших людей много, а родной – только один. Так и с духовником. Много есть, слава Богу, хороших батюшек, а духовник – тот, который – родной. Который, как отец, тебя в жизнь духовную родил, маленького из ложечки кормил, на ногах стоять учил, своею молитвою оберегал, у которого за тебя душа как за родное чадо болит, к кому ты и днём и ночью в беде прибежишь и его любовь встретишь, кто тебя по духовной жизни ведёт, а, случись помирать, так и в вечность проводит, Святыми Тайнами напутствует и над гробом «вечную память» пропоёт. Счастлив христианин, которому Господь такого отца духовного дарует! Мы вот с Ниной, денно и нощно Господа за батюшку Флавиана благодарим – редкой широты души и любви пастырь. А молитвенник какой! Днём всё с нами, грешниками бестолковыми, как с детями малыми возится, а когда мы – на подушку, он – на молитву. Я не раз, порану на охоту или рыбалку идучи, замечал – абажурчик у него в моленной келейке, под самое утро лишь гаснет. По молитвам ему Господь и силы даёт, и разума духовного и любви обильно. А люди-то любовь эту сразу чувствуют, да, как пчёлки на сладкий мёд к нему и слетаются, сердечного тепла да ласкового утешения ведь каждой душе хочется. А у батюшки Флавиана этого тепла – море, иной раз еле на ногах стоит, больной ведь весь, а людям приходящим и время и силы без меры раздаёт. Вот и едут к нему в нашу глухомань и местные и столичные, а то и ещё дальше. Намедни вон, при мне двух поляков из латинства ихнего в православие переводил, я и то подумал – больше что ли храмов других в России не нашлось, кроме нашей деревеньки? А, вот Господь-то видишь, своим неисповедимым Промыслом их почему-то к нашему батюшке привёл!

– Подожди, Семён, а как же другие священники, они – что – хуже что ли?

– Нет, Лексей. Все священники – святы. То есть, не лично святы, они тоже люди, и как и мы – грешные. Но как носители Благодати Духа Святаго, которым в Таинстве священства освящены, и которым все священнодействия совершают – святы и для нас драгоценны. Во все времена христиане больше всего священников берегли, в гонениях прятали, обеспечивали всем необходимым, кормили, содержали – понимали, что без священника ни Крещенья, ни Причащенья, ни грехов прощенья. А христианин понимает – от воды и Духа не родишься, Тела-Крови Христовых не причастишься, от грехов не простишься – в Рай Небесный дорога заказана!

– А, если священник – пьяница, ну к примеру, или развратник, или ещё чего, ну бывают же всякие, наверное, как же Дух Святой через него действовать может?

– Господь в Евангелии говорит: «Дух дышит, где хочет…», потому для действия Духа Святого грехи священника не препятствие, тем более, что Благодать священнику даётся не ради него самого, а ради тех, кому он служить должен, то есть ради народа Божьего. Об этом и святитель Иван Златоустый пишет. Тебе большая разница, сколько мужей у медсестры было? Лишь бы укол хорошо сделала, да лекарство не перепутала! Так и священник, за грехи свои сам ответит, только во сто крат строже чем мирянин, лишь бы дело своё исполнял – священнодействовал. Другое дело, что за советом уже не к каждому попу пойдёшь, тут уж нужен духовный да опытный, да ещё человеколюбивый, вон как батюшка наш Флавиан. А такие, к сожалению, не у каждого престола стоят, хоть и надо бы. Потому люди, как прознают про «доброго пастыря», так и едут к нему и идут. Не говоря уж про старцев, те вообще тысячами принимают.

– Старцы – это старые священники?

– Не только старые, бывают и не очень в годах, в «Святцах» вон даже отрок имевший дар старчества поминается. Старцы не от годов а от возраста духовного, да от Дара Божьего. Обычный священник, он ведь от своего ума да духовного опыта паству наставляет, советы даёт. А старец не своим, но Божьим разумом руководится, ему – что Господь о человеке шепнёт, старец то ему и передаст. Потому и идут к старцу – о себе волю Божью узнать. Это дар особый, у нас на всю Россию их сейчас – одной руки сосчитать хватит, известны которые. Хотя может «под спудом», то есть миру не явленные и ещё есть. Да и раньше, то есть до революции большевистской, тоже не на каждом углу встречались. А уж где Господь являл, туда вся Россия православная ехала. Что к батюшке Серафиму Саровскому, что к Оптинским старцам или в Глинскую пустынь, к Иоанну Кронштадтскому Чудотворцу в Питер или в Москву к батюшке Алексию Мечеву. Понял, Алексей – есть просто священнослужители, иное есть духовники, а иное – старцы.

– Вроде как – понял. А, отец Флавиан – старец?

– Нет. Батюшка Флавиан – «пастырь добрый» полагающий душу за ближних. Может и даст ему, когда, благодать старчества Господь, а может и нет, то Господня воля. Оно ведь, Бог и любого священника для спасения твоего использовать может, может через него и чудо явить, коли оно тебе для спасения души необходимо, дар прозорливости ему приоткрыть, коли надо. Вон ведь в Библии же описано, как по воле Божьей и ослица Валаамова заговорила, пророка вразумляла.

– Как, ослица пророка вразумляла?

– А, ты Алексей, вот как Библию читать начнёшь, то не только про ослицу узнаешь, а и вообще – весь мир для себя заново откроешь. Знаю, что говорю – сам через это проходил. Только вот старцев да чудес специально искать не надо. Коли нужно – Бог сам пошлёт. Вся наша жизнь, лишь открой глаза – сплошное чудо. А охотников за чудесами бесы шибко любят охмурять.

– Да, Семён! Про жизнь-то я уже понял, что она – чудо, и что я её совсем не понимал раньше. И про бесов тоже. А, как ты думаешь – согласится отец Флавиан у меня духовником стать, как у вас с Ниной?

– Это уж ты, Алексей у него самого спроси, как я могу знать – дело-то уж очень личное.

– Прямо так и спросить?

– Так и попроси. Возьми, мол, отче, надо мною руководство. А то, заблудиться боюсь.

– Спасибо Семён! То есть, как правильно? Спаси вас с Ниной Бог! Так?

– Так, Лёшенька, так – радостно кивнула Нина.

– Ну, тогда – ладно, пойду-ка я, батюшку Флавиана поищу…

– Ангела в путь, Лёшенька!


Флавиана я нашёл под забором.

Едва войдя в церковную калитку, я увидел его обширное тело распростёртым на животе головой к церковной ограде. Мне послышалось, что Флавиан невнятно разговаривает о чём-то сам с собой. Оправившись от первого шока, подумав – а вдруг это опять – сердечный приступ, я кинулся к нему на помощь. Подойдя ближе я увидел, не замеченного прежде за гигантским туловищем батюшки, мальчонку лет четырёх, так же как и Флавиан лежащего на пузе и во что-то сосредоточенно вглядывающегося. Флавиан терпеливо объяснял ему:

– Вот, Тиша, видишь? – ещё один муравчик побежал с иголочкой сосновой, туда же куда и другие – укладывать. А, вот эти стоят, усиками шевелят – они охраняют строителей. Это – муравьи солдаты. Кто их так жить научил – одни строят, другие охраняют, третьи на разведку ходят, ну всё почти как у людей, а?

– Боженька! – радостно воскликнул малыш.

– Правильно! Конечно – Боженька! Он муравьям законы установил – как жить, и они Его, Боженьку – слушаются. Потому у них всё так складненько и получается, видишь? – вон скоро и муравейник готов будет. Также и мы – люди, должны Боженьку слушаться, помогать друг другу, с сестрёнкой не ссориться, от бабушки в лесу не убегать, сушки не таскать без спросу, тогда и у нас всё в жизни хорошо получаться будет – и мамка не заругает, и бабуля плакать не будет.

– Я не буду больше! Я буду Боженьку слушаться!

– Молодец Тихон! Вот это – правильно! Беги скорей к бабушке, поцелуй её, прощенья попроси, а то она сильно за тебя переживает – а вдруг тебя в лесу волки съели?

– Я бегу! – Топот маленьких босых пяток быстро стих за калиткой.

– Доброе утро, батюшка Флавиан! Тебе помочь встать?

– Утро доброе, Алёш! Сейчас, попробую сперва сам…

Он качнул свою тушу в одну сторону, затем резким рывком в противоположную встал на четвереньки, шумно фыркнул и слегка покряхтывая выпрямился на ногах, после чего опять шумно фыркнул.

– Уф! Да, Лексей, как говориться – старость не радость, а спасительная неизбежность!

– Да, ладно уж, отец Флавиан – старость! Тебе сорок пять-то есть?

– Сорок шесть, Лёша. Но старость, она не в годах, она в грехах! Вот они-то и старят. И свои и чужие. Геронтологи наши российские доисследовались (я тут недавно статью одну читал в медицинском журнале) что человеческий организм, с его способностью к регенерации, устроен так, что если исключить некий, не присущий самому организму «ген разрушения», то человеческий организм способен жить вечно. Прямо, всё по Библии – человек создан для вечной жизни! И вот этот-то «ген разрушения», словно компьютерный вирус, разрушая заложенную Богом в человека программу вечной жизни, становится человекоубийцей. Он же и есть – грех! Сказано было Адаму: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». А, Адам не послушался и вкусил, и «вирус» смерти вошёл в него, и стал человек смертным. Это называется первородный грех – первый грех рождённый человеческим непослушанием Богу.

– Подожди! Так это и есть то самое «яблочко», которое Адаму Ева дала?

– Ну, да! А, Еве змий, то есть диавол в виде змия.

– Так, опять подожди, а почему же дерево – деревом добра и зла называлось, если его плоды были так смертельны?

– Познания добра и зла! – это не одно и то же. Дело в том, что Адам, созданный по образу и подобию Божию, был соответственно создан абсолютно и совершенно добрым. Стало быть, добра он познать от этого дерева уже не мог, но только – зло. А, зло – смертельно – для впустившего его в себя, об этом, собственно, Бог и предупреждал. То есть, грубо говоря, Господь предупредил: не суй палец в розетку – убьёт! К этому, собственно, и все последующие заповеди сводятся «не убий», «не укради» и прочие, так как совершая любой грех против ближнего, ты убиваешь этим самого себя.

– Вот как! А, не проще Богу было не создавать этого дерева, тогда бы и Адам не согрешил? Да и вообще, зачем было Богу создавать зло?

– А, Бог не создавал зла.

– Как, не создавал? Он же всё создал из ничего, если я правильно помню. Значит и зло Он создал?

– Нет, Лёша. Бог зла не создавал. Зло возникло как следствие отпадения от Бога части созданных Им ангелов. Собственно, зла, как творения не существует.

– Ну, ничего ж себе – не существует! Вон его сколько вокруг!

– Объясняю: вот, например, свет – помнишь физику? – материален, то есть состоит из мельчайших частиц сотворённой Богом материи. А, тьма? Её нет. Хотя мы её видим. На самом же деле, темнота есть лишь – отсутствие света. Открыл окно – есть свет и нет тьмы, зашторил плотно – нет света и есть тьма. Так и добро. Оно есть свойство Сущего, то есть Существующего Бога. Следовательно добро тоже существует. Бог изливает Своё добро на всех, готовых его принять и вместить в себя. А, зло есть – отсутствие добра. Ну, или – как воздух – он состоит из определённого состава газов, то есть существует как часть сотворённого Богом мира. Помести в сосуд с воздухом живое существо, хоть мышку, что ли, она будет в этом сосуде жить. А, выкачай из этого сосуда воздух, и в нём возникнет вакуум – мышка погибнет. Вакуум сам по себе не существует, он есть лишь – отсутствие воздуха – результат насилия над Божьим творением. Вот так и Божье добро – несёт в себе жизнь, а зло – отсутствие добра несёт в себе смерть. Зло – искусственно, и не существует без своих носителей. А, носителями зла являются те, кто не хочет принять в себя Божье добро и Божью любовь.

– Бесы?

– Бесы. И люди, которые, подобно бесам, отвергают Бога, Его любовь и добро.

– Так. Кажется, усвоил. А, как же привычная сказка, что Адам и Ева съели яблочко, «занялись любовью» и этим согрешили?

– Так, она сказка и есть. Атеистическая. Атеисты – они правды не знают, то есть не хотят знать, поэтому и вынуждены придумывать сказки. В том числе и на тему Священного Писания. Она, и сказка-то эта, с каким то пошлым оттенком. Тогда как Адаму с Евой чёткая была от Бога «установка»: – «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими (и над зверями,) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею,) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Так, что супружество и чадородие – дело – Богом благословлённое. Давай присядем, а то ноги разболелись, к дождю, что ли?

– Конечно, конечно. Давай присядем. Я тут, собственно, тебя по такому вопросу искал, точнее – по двум вопросам. Первый – можешь ли ты у меня, как это правильно называется – исповедь принять?

– Так и называется. Могу конечно, хоть сейчас. А второй вопрос?

– Второй такой – можешь ли ты быть моим духовником, как у Семёна с Ниной?

– С этим несколько сложнее. Нет, то есть – могу, конечно, без проблем. Вопрос в том, а готов ли ты сам под чьё-либо духовное руководство становиться? Духовничество, это ведь серьёзная духовная работа с обеих сторон, как духовника, так и окормляемого, своего рода – договор со взаимными обязательствами. Можно ведь просто подойти к любому священнику с любым духовным вопросом, получить ответ, и дальше самому решать – принимать этот ответ, как руководство к действию, или – не принимать. И священник этот перед Богом отвечать будет лишь за то, насколько грамотно и неравнодушно он подошёл к твоему вопросу. Иное дело духовничество. Принимая на себя обязанности духовника какого-либо христианина, священник берёт на себя ответственность за всё дальнейшее развитие духовной жизни этого человека; за его ошибки и грехи, даже за его непослушание своему духовнику. А, христианин берёт на себя обязанность святого послушания. То есть, – получил совет и благословение – выполняй без метаний – Господь, за молитвы отца духовного, укрепит и поможет. Как в Евангелии – взялся за плуг – не оборачивайся назад.

– А, если духовник куда-нибудь не туда поведёт?

– Так ты сверяй его советы с Божьими заповедями, с учением Церкви. Увидел расхождения – можешь без колебаний оставить такого духовного руководителя и перейти к другому. Духовники нынче бывают разные, а начинающему разобраться в попах трудно. Бывает, что нарываются люди по неосторожности на таких духовников, что прямо в ад и приведут. Или в раскол какой-нибудь, вроде ИНН-ского, что, в общем то – то же самое. Так что к вопросу духовничества нужно подходить с большой осторожностью и вниманием, а, главное – с молитвой и смирением. Поэтому я никому на просьбу – стать духовником сразу же согласия не даю, чтобы человек скоропалительно обязательствами не связался, а потом – разочарование. Не всегда ведь духовник своё чадо «по шёрстке гладит», часто и посмирять приходится, а это – мало кому по нраву. Ты, не обижайся, я никого приходящего не отталкиваю, приезжай когда надо, исповедуйся, советуйся, а уж коли почувствуешь, что – есть родство душ, вот этого попа хочу в духовники, могу ему свою душу доверить, вот тогда скажешь – отче, приими в святое послушание.

– Разумно! Всё понял, без обид.

– Ну, тогда пойдём исповедаться!



Глава 5. Мать Серафима | Оглавление | Глава 7. Исповедь

Personal tools
Namespaces
Variants
Actions
Navigation
Toolbox